ТУРИЗМ В РОССИИ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ?

«В прошлом государство не уделяло должного внимания проблемам туризма и недооценивало значение этой отрасли для развития страны. Но сейчас ситуация меняется в лучшую сторону»


favorite 0

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА СЕГОДНЯ СТАНОВИТСЯ ТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ: В НАЧАЛЕ ИЮНЯ ПРЕЗИДЕНТ ВЛАДИМИР ПУТИН ОБСУДИЛ С ЧЛЕНАМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА. МЕСЯЦЕМ РАНЕЕ ГЛАВА РОСТУРИЗМА ОЛЕГ САФОНОВ ОТМЕТИЛ, ЧТО ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЗВОЛЯЕТ РОССИИ ВОЙТИ В ТРОЙКУ САМЫХ ПОСЕЩАЕМЫХ СТРАН МИРА. ВОЗМОЖНО ЛИ УВЕЛИЧИТЬ ПОПУЛЯРНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ НАШЕЙ СТРАНЫ ДЛЯ ИНО- СТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН И КАКИЕ ВЫЗОВЫ СТОЯТ ПЕРЕД ЭТИМ СЕКТОРОМ ЭКОНОМИКИ ?

туристов
Туристы. Источник : : DR.

ТУРИСТЫ: КТО ОНИ И ОТКУДА

По данным Всемирной туристской организации, сейчас Россия находится на восьмом месте по посе- щаемости среди туристов: в 2015 году страну посетило 31,6 млн человек. Это на 6,2% больше, чем в 2014 году, когда Россия занимала девятое место в данном списке. Тройка лидеров уже несколько лет подряд остается неизменной: это Франция, США и Испания.

Президент турагентства Tsar Voyage Бенуа Ларди, принимающий иностранцев в России уже более десяти лет, объясняет увеличение потока иностранцев, прежде всего, девальвацией российской валюты: после падения курса рубля поездки в Россию стали обходиться иностранцам намного де- шевле. «Кроме того, несмотря на геополитическую ситуацию, Россия считается безопасной для посе- щения страной. На фоне роста напряженности в странах Северной Африки, в Турции и на Ближнем Востоке поездки в Россию становятся все более привлекательны- ми», – отмечает Ларди.

Среди популярных у иностранцев форм туризма он выделяет культурно-исторический и спор- тивный и отмечает, что первый вид популярен в основном сре- ди пожилых европейцев. «Это поклонники русской литературы и искусства. Такие туристы приезжают посетить Большой и Мариинский театр, а также места, связанные с произведениями русской литературы», – рассказывает глава турагентства. Спортивный туризм пользуется популярностью среди более активных и молодых путешественников. Их привлекают такие регионы, как Алтай, Карелия, Северный Кавказ и Камчатка.

По словам Бенуа Ларди, в последнее время поездки в Россию популярны и среди европейской молодежи. Москва стала более привлекательной для туристов, она меняет свой имидж и все больше позиционирует себя как активный город, где можно интересно провести время.

Меняется не только возраст, но и происхождение туристов. В частности, директор НИИ индустрии гостеприимства РЭУ им. Г. В. Плеханова профессор Елена Джанджу-газова, как и Бенуа Ларди, отме- чает увеличение притока в Россию туристов из Китая. На сайте Феде- рального агентства по туризму (Ро- стуризм) указано, что в Россию в 2015 году приехало более 1 млн китайских туристов. По информации ведомства, повышенным спросом у посетителей из КНДР пользуется так называемый Красный маршрут, посвященный жизни Владимира Ленина и предусматривающий по- сещение Москвы, Санкт-Петербур- га, Казани и Ульяновска.

Согласно данным Ростуризма, увеличение туристического потока заметно и из таких стран, как Иран и Южная Корея, с которой с 2014 года у России действует безвизовый режим.

«Благодаря проведению перекрестных годов туризма с Францией и Испанией ожидается увеличение турпотока из этих стран, где уже в прошлом году число запросов на российские туристические визы возросло на 30 % по сравне- нию с 2014 годом,» – утверждается на сайте Федерального агентства по туризму.

Руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Сushman & Wakefield Марина Смирнова считает, что залогом развития въездного туризма в стране за последние годы во многом стало проведение различных значимых мероприятий, таких как саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 году и Олим- пийские игры 2014 года в Сочи.

«Для проведения этих меропри- ятий была создана соответствующая инфраструктура, а российским и иностранным инвесторам предоставлены льготы, чтобы стимулировать вкладывание средств в строительство новых объектов, например отелей», – добавляет Смирнова.

Еще одним фактором, кото- рый поспособствовал увеличению потока иностранных туристов, Марина Смирнова считает увеличение в 2000-е годы дело- вых контактов России с зарубежными странами и, как следствие, развитие делового туризма. «Еще в начале 2000-х в России не было достаточного количества качественных отелей. Но в течение последних десяти лет в стране произошел прорыв в строительстве отелей: в частности, по всей стране появилось много сетевых гости- ниц современного качественного уровня», – констатирует партнер Сushman & Wakefield.

Залогом успешного продвижения туристического имиджа России за рубежом Марина Смирнова считает грамотно построенную рекламную кампанию и облегчение процесса получения туристических виз.

Почетный президент Русского географического общества (РГО) профессор Владимир Котляков считает, что для развития въездного туризма необходимо, прежде всего, кардинальное улучшение инфраструктуры, особенно на наиболее популярных туристических направлениях: переоборудование гостиниц и обучение персонала, развитие местных видов туризма, учитывающих региональные обычаи и особенности. «Все это требует огромных затрат, поэтому надо убедить власти, что развитие туризмаочень выгодное вложение капитала», – подчерки- вает Котляков.

ПО РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ

Что касается внутреннего туризма, то, согласно статистике, его показатели в России также стабильно растут последние годы. По информации Ростуризма, внутренний турпоток в 2015 году вырос на 20% по сравнению с 2014 годом – до 50млн поездок.

Специалисты отмечают, что росту внутреннего турпотока, так же как и въездного, во многом способствовала девальвация рубля, из-за которой россиянам отдых за рубежом стал обходиться дороже. «В настоящее время спрос на российский турпродукт стимулируется активным предложением, так как из-за падения курса рубля складывается благоприятная экономическая конъюнктура для развития туризма во многих регионах России», – констатирует Елена Джанджугазова.

На руку российским курортам также сыграло и прекращение авиасообщения с Египтом, и запрет на продажу путевок в Турцию, на которые приходилось до 50 % продаж у туроператоров. Закрытие этих популярных направлений способствовало росту продаж путевок на российские морские курорты. По данным портала «Туту.ру», больше всего авиабилетов на лето 2016 года внутри России было продано в Симферополь, Сочи и Анапу.

Однако пляжный отдых на российском побережье хоть и будет пользоваться популярностью среди россиян, в силу северного положения страны он не может быть конкурентоспособным на
мировой арене, считает Марина Смирнова и утверждает, что главную ставку в стране нужно делать, прежде всего, на спортивный, деловой и культурно-познавательный туризм. Сейчас наблюдается стабильный рост последнего. В частности, партнер Сushman & Wakefield отмечает среди москвичей и жителей других крупных городов России популярность поездок выходного дня по таким направлениям, как Санкт-Петербург, Казань и города Золотого кольца.

Озеро Байкал
Озеро Байкал. Источник : DR.

ПРЕДПОСЫЛКИ

Вместе с тем стоит признать, что развитие внутреннего туризма началось не в последние два года на фоне экономического спада, обострения геополитической обстановки и взятия курса на импортозамещение по всем направлениям, а несколько раньше. Как отмечает Елена Джанджугазова, тенденция увеличения внутреннего турпотока четко обозначилась в 2008-2009 гг. «В этот период спрос на российский туризм начал активно расти. Сначала на волне интереса к природному и историко-культурному богатству российских регионов, а затем уже на фоне экономического и политического кризиса», – считает Джанджугазова.

Примерно в то же время о развитии туризма внутри страны задумались и российские власти. В 2011 году в России была запущена Федеральная целевая программа (ФЦП) по развитию внутреннего и въездного туризма в России до 2018 года. Эту программу в июне 2016 года премьерминистр Дмитрий Медведев предложил продлить на более продолжительный срок. Она предполагает введение мер по увеличению турпотока внутри страны, а также привлечению иностранных туристов из-за границы.

В рамках данной ФЦП правительством были поставлены три основные задачи : развитие в России туристско-рекреационного комплекса, повышение качества услуг, а также продвижение российского туристического продукта на мировом и внутреннем рынках.

О результатах программы, по мнению Елены Джанджугазовой, говорить пока рано. «Работа по всем направлениям ведется, но масштабного и комплексного результата пока нет, есть отдельные позитивные сдвиги: увеличение въездного потока китайских туристов, успешное развитие отдельных туристических направлений и маршрутов, а также появление новых региональных турпродук- тов», – рассказывает Джанджуга зова. По ее словам, сегодня российские регионы предлагают десятки интересных брендовых маршрутов. Например, «Душа Русского Севера», «Узоры Подмо- сковья», «Удивительная Якутия», «Барнаул ждет вас».

По мнению Владимира Котлякова, благодаря запуску ФЦП внутренний туризм в России заметно изменился. «В отдельных регионах стали создаваться подобные ФЦП – местные программы, усилилось внимание СМИ и местного бизнеса к внутреннему туризму, появилась интересная и красочная краеведческая литература, возникли кружки и сообщества по региональному туризму. И наконец, местными органами власти стали выделяться бóльшие средства для создания соответствующей инфраструктуры, включая привлечение частных инвестиций», – отмечает Котляков.

КЛАСТЕР В ПОМОЩЬ

Одновременно с развитием ФЦП было принято решение о создании по всей России многочисленных туристических зон и кластеров. В июне 2016 года пре- мьерминистр Дмитрий Медведев подписал закон о создании дополнительных 17 кластеров. Они должны появиться в таких регионах, как Республика Марий Эл, Татарстан, Коми, Удмуртия, Дагестан, Вологодская, Новосибирская и Мурманская области, Карелия и др.

Проект туристического кластера реализуется на принципах государственно-частного партнерства и предусматривает определенные налоговые льготы для его резидентов. Один из ярких примеров – это Северо-Кавказский туристический кластер, который, согласно проекту, должен включать ряд всесезонных туристско-рекреационных комплексов: Архыз, Эльбрус-Безенги, Ведучи, Армхи, Цори, Мамисон, Матлас, Лаг-Наки, прибрежный кластер на берегу Каспийского моря и бальнеологический кластер в Ставропольском крае.

Развитием кластера занимается АО «Курорты Северного Кавказа» (КСК), которое курирует Министерство по делам Северного Кавказа и Минэкономразвития. КСК констатирует не только рост посещаемости курортов за последний год, в особенности Архыза и Эльбруса, но также приток инвестиций в регион. Как сообщили L’Economika в пресс-службе КСК, объем средств, уже заявленных резидентами всех ОЭЗ в составе туристического кластера в бизнес-планах, составляет 17,7 млрд рублей, соотношение государственных и частных средств составляет 1 : 0,8. «То есть мы при- ближаемся к соотношению 1 : 1 и не намерены сбавлять темпы», – подчеркнули в пресс-службе.

Однако, по мнению Елены Джанджугазовой, доля частного капитала в подобных проектах должна быть выше. «Желательно, чтобы на 1 рубль бюджетных средств приходилось 2-4 рубля частных инвестиций», – резюмирует она.

Что необходимо для привлечения инвестиций? «Это всем известные вещи: хороший бизнес-климат, честная конкуренция, налоговые льготы, информационная, правовая и другая поддержка, минимум бюрократии», – отмечает эксперт.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

И что же мешает России при всех приложенных усилиях стать туристической Меккой? Главной причиной, по мнению опрошенных экспертов, является отсутствие четко организованной туристической политики, а также понимания важности этой сферы для экономики страны.

«В прошлом государство не уделяло должного внимания проблемам туризма и недооценивало значение этой отрасли для развития страны. Но сейчас ситуация меняется в лучшую сторону», – уверен Владимир Котляков.

По его мнению, власти должны принять ряд постановлений местного уровня, способствующих развитию туристической отрасли. Бизнес же должен действовать в рамках политики местных властей и, конечно, не допускать коррупционной деятельности.

«На уровне регионов для обсуждения проблем необходимо создать смешанные комиссии или рабочие группы, состоящие из представителей власти, бизнеса и общественных организаций. Здесь будут приниматься взвешенные решения для бизнеса, касающиеся освоения территорий: строительства, создания инфраструктуры, а также взаимоотношений различных отраслей хозяйства, оказывающих влияние на внутренний туризм», – считает Котляков.

В целом же эксперты отмечают, что внутренний турпоток в России, несмотря на экономический спад, будет расти. Однако темпы роста будут напрямую зависеть от развития туристской инфраструктуры и государственной экономической политики. Елена Джанджугазова полагает, что государственные дотации и субсидии могут сделать российский турпродукт конкурентоспособным на рынке.

«Государственная программа компенсации расходов на отдых в России, предусматривающая выплаты до 50 000 рублей, может повысить интерес россиян к отдыху в своей стране. Однако без системной работы с разными секторами туристического рынка не обойтись. Прежде всего это вопросы транспортной доступности и цен на авиаперелеты. Россия, как самая большая страна в мире, ну- ждается в разумной тарифной политике, которая достигается путем демонополизации рынка и поощрения деятельности компаний-лоукостеров», – уверена профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова.

По мнению Елены Джанджугазовой, туризм в России в ближайшие годы будет активно развиваться по следующим направлениям: Сочи и курорты Краснодарского края, Крым, Кавказские Минеральные Воды. «По-прежнему будет расти сегмент культурно-познавательного и экскурсионного туризма, и здесь лидируют крупные города-миллионники (Москва, Санкт-Петербург, Казань и др.), а также города Золотого кольца и другие древние города Центральной России», – резюмирует Джанджугазова.