|  
37K Followers
  |   |  
Водительские права: взять и отменить

Водительские права: взять и отменить

Процедура получения водительских удостоверений во Франции настолько сложна, что ее упрощение является важной темой президентских кампаний. Николя Саркози и Франсуа Олланд не раз заявляли о необходимости реформы. Вопрос с «правами» стоит остро: подготовка к сдаче экзаменов затратна и неэффективна, к тому же, как оказалось, наличие прав практически не влияет на безопасность движения.

Водительские права: взять и отменить
Водительские права: взять и отменить

Кевин только что стал обладателем заветной «корочки». Теперь в его резюме появилась строчка «наличие водительских прав категории ”В“», с которой молодому человеку будет проще найти работу. «Для таких, как ты, действует правило: не умеешь водить машину – нет работы», — заявила служащая в агентстве по найму. Она могла бы добавить: «Нет работы, нет и водительских прав». Ведь на оплату обучения в автошколе Кевин потратил все деньги, заработанные за три месяца работы в «МакДональдс». Только за запись в автошколу требуется заплатить 80 евро, еще 250 стоит подготовка к теоретическому экзамену, затем — 28 часов вождения с инструктором по тарифу 40 евро в час и две попытки сдачи экзамена по 100 евро каждая. Итого: 1650 евро. Осталось найти ещё 800, чтобы купить у соседа старенькую «Мазду». У Кевина нет выбора: во французской глубинке, где городской транспорт практически отсутствует, наличие «розовой бумажки» (французское водительское удостоверение выглядит как сложенный втрое лист розовой бумаги, — прим.пер.) намного важнее, чем карточка медицинского страхования.

Заветная розовая бумажка

Условия выдачи водительских прав во Франции постоянно усложняются. Несколько лет назад для успешной сдачи экзамена было достаточно пятнадцати часов езды с инструктором. Причем для трети кандидатов, у которых не получалось сдать экзамен с первого раза, вторая попытка, как правило, почти всегда оказывалась успешной. В наше время 1,3 млн будущих водителей ежегодно переживают настоящий кошмар из серии «миссия невыполнима».

Желающим получить водительские права во Франции сейчас приходится выкладывать по 45 евро за час занятий с инструктором (в среднем подготовке нужно посвятить 30 часов), а экзамен длится 35 минут вместо прежних 15.  Для сдачи теоретического экзамена также нужно попотеть: под предлогом «упрощения материала» в его программу недавно были добавлены вопросы на тему экологии и правил поведения на дороге.

«Как всего за 20 часов вдолбить в головы молодежи то, что ни школа, ни родители не смогли сделать за 20 лет?», — сокрушается инструктор одной из автошкол в провинции Бретань. На практике только 57% выпускников автошкол успешно сдают экзамен на получение прав. Для сравнения, со школьными выпускными экзаменами во Франции справляются  85% старшеклассников.

Шансы на успех во многом зависят от инструктора. «Сдача экзамена – настоящая лотерея», — признаётся один из них.  На экзамене  царит крайне напряженная атмосфера: дошло до того,  что инструкторы больше не сообщают результаты кандидату лично, а отправляют их по почте – мера не слишком педагогичная, но вопросы безопасности оказываются важнее.

«Завал» экзамена – катастрофа, в первую очередь, для неплатежеспособной молодежи. Если у их автошколы плохой рейтинг, то время ожидания пересдачи может растянуться до четырех месяцев. (Во Франции рейтинг автошколы зависит от количества учащихся, удачно сдавших экзамен и получивших права. Чем это количество больше, тем чаще автошкола может предоставлять своим выпускникам возможность пересдать экзамен). В период ожидания ученики вынуждены тратиться на дополнительные часы подготовки для «поддержания уровня вождения». Остается лишь найти средства. По данным Государственной службы статистики, французские семьи тратят в общей сложности 1,8 миллиарда евро в год на услуги автошкол, что составляет 20% всех затрат на платное обучение (репетиторство, курсы иностранных языков и пр.).

К тому же стоимость услуг автошкол неуклонно растет. Если в 1998 году стоимость курса подготовки к сдаче водительского экзамена составляла примерно ¾  размера ежемесячной минимальной оплаты труда, то сегодня это практически две французских минимальных зарплаты. В стране существует система пособий на обучение в автошколе для безработных. Государственная служба занятости Pôle Emploi в 2010 году выделила на эти цели 68 млн евро (что на 28 млн евро больше, чем в 2009 году), но этих субсидий оказывается недостаточно.

Французские водительские права
Французские водительские права

«Ежегодно десятки тысяч кандидатов бросают подготовку после второй неудачной попытки сдать экзамена», — рассказывает Пьер Талон (Pierre Talon), глава французской государственной федерации преподавателей вождения. Количество «отступников» растет. Некоторые из них пополняют ряды «потенциально опасных» водителей, которые управляют автомобилем, не имея прав. Согласно официальным подсчетам, таких водителей во Франции насчитывается порядка 300-410 тысяч, однако, по мнению специалистов, их реальное число приближается к миллиону. ДТП с участием «бесправных» на дороге составляют 2,3% от общего числа происшествий с жертвами и нередко сопровождаются побегом с места преступления.

Интернет-форумы пестрят сообщениями на тему «альтернативной» сдачи водительского экзамена в других странах. Наиболее «благоприятными» для французов считаются: Испания (900 евро), Тунис (300 евро) и Марокко (400 евро). Единственная трудность: доказать властям необходимость временного проживания в другой стране и раздобыть свидетельство о прохождении стажировки. По возвращении на родину обмен документов не составляет проблем. В 2010 году во Франции было выдано 900 тысяч водительских удостоверений, причем около 10% из них – в обмен на иностранные.

В 2004 году межведомственная комиссия по вопросам дорожной безопасности провела исследование эффективности курсов подготовки водителей, итоги которого не были опубликованы. Но общее заключение экспертов было таково: «Управление автомобилем без наличия водительского удостоверения не является основной причиной дорожно-транспортных происшествий», а водители без удостоверений «не являются менее внимательными, чем остальные». Если вы еще сомневаетесь — в Англии подтверждение этому существует с самого начала автомобильного века. Вплоть до 1990-х годов страна жила без автошкол, дети учились вождению у собственных родителей, и смертность на дорогах была ниже, чем во Франции. Британские власти, тем не менее, со временем склонились в пользу «континентальной» системы: экзамены на получение водительских прав стали сложнее, и 90 % будущих водителей теперь вынуждены пользоваться услугами инструкторов. Однако статистика смертности молодых водителей в Великобритании не уменьшилась.

Опыт других стран

В начале 1970-х годов в США был проведен эксперимент на трех контрольных группах по 5000 человек. Испытуемые из первой группы обучались управлению автомобилем по-американски, у родственников и знакомых. Во второй группе учились по-европейски, на курсах в автошколе с полноценной подготовкой к  теоретическим и практическим экзаменам. Испытуемые из третьей группы вдобавок к традиционным курсам обучались вождению в экстремальных условиях. Через несколько лет выяснилось, что выпускники всех трех групп в последующем имели примерно одинаковое количество аварий.

Существуют и другие исследования, доказывающие неэффективность интенсивных курсов подготовки водителей. На примере Франции такие исследования показали, что у водителей моложе 24 лет, недавно севших за руль, риск погибнуть за рулем в 2,4 раза выше, чем у остальных французских водителей. Иными словами, обучение в автошколе в долгосрочном плане не имеет прямого влияния на безопасность вождения. В Германии, например, статистика смертности начинающих водителей находится примерно на том же уровне, а услуги автошкол значительно дороже и процедура сдачи экзаменов намного сложнее, чем во Франции.

Все вышесказанное не означает, что «подготовка к сдаче водительского экзамена вредит вашему здоровью». Но исследования доказывают, что участие профессионалов в этом процессе не так уж необходимо. Инструкторы по вождению приучают будущих водителей к автоматичности действий и во многом подготавливают их к непредсказуемым ситуациям на дороге. Но вместе с подготовкой автошколы ученики получают и самоуверенность – ключевое слово для успешной сдачи экзамена, а в дальнейшем – ощущение, которое заставляет многих водителей идти на неоправданный риск.

Почему французское правительство не стремится облегчить процедуру получения прав? Причины этому, в первую очередь, экономические. В стране на сегодня насчитывается 8810 автошкол, которые создают 24 000 рабочих мест и регулярно обновляют парк из 12 000 учебных автомобилей, а их суммарная годовая прибыль составляет 1,8 млрд евро. Само водительское удостоверение необходимо хотя бы для того, чтобы отбирать его у наиболее злостных нарушителей.

Решением для Франции могла бы стать реформа по типу англо-саксонской системы. В Новой Зеландии, Австралии, Канаде и США молодежь получает временное разрешение на управление автомобилем в обмен на строгое соблюдение дисциплины в течение испытательного срока: полный отказ алкоголя и обязательное присутствие взрослого в машине.

Rusina Shikhatova

Last News From Russia

Общество

Крестецкая строчка: как бизнесмен народный промысел спас

К середине 2000-х фабрика вышивки в посёлке Крестцы поменяла нескольких хозяев и в итоге оказалась банкротом. В тот самый момент Антон Георгиев стал задумываться о том, чтобы заняться чем-то значимым для своей родной области.

16 июня 2017
Общество

Дикий корм: лес, где деликатес

«Всё детство, которое пришлось на 90-е годы, я ждал конца света и думал, что мне нужно будет взять с собой, когда он наступит»

2 июня 2017
Общество

Повелитель выборгской башни

18-летний Иван Першин самостоятельно починил старинные часы на городской средневековой башне Выборга и стал её официальным хранителем.

23 мая 2017